
Полихудожественное воспитание и интегрированное развивающее обучение в последние годы привлекало пристальное внимание учёных и педагогов в сфере, как общего, так и дополнительного образования в ряде регионов школ России, и прошли проверку в рамках исследований Учреждения Российской академии образования «Института художественного образования», которое впервые было введено в педагогику известным ученым Б. П. Юсовым.
Основополагающими позициями интегрированного обучения в образовательной области «Искусство», являются следующие педагогические условия:
· выход за рамки одного искусства (одного предмета); · перенос акцента с изучения и
восприятия на творческое проявление самих детей;
· связь занятий искусством с ближайшим окружением, культурой и традициями того региона,
где живут дети;
· опора на возрастные особенности детей – их представления, предпочтения, воображение;
· предметно-пространственное освоение искусства;
· взаимодействие и сотрудничество в коллективе детей и педагогов;
· опора на инновационные интегрированные технологии обучения;
· системный характер работы в данном направлении.
Именно эти условия формируют комплексный интегрированный подход к преподаванию предметов гуманитарно-художественного цикла – не столько обучающий, сколько развивающий детей. Постепенное вхождение ребенка в мир искусства преломляется через среду, которая окружает детей в их общении с миром природы, предметами, историей, искусством, то есть – с культурой. Главным направлением в таком обучении является развитие воображения и фантазии в освоении многообразия видов художественной деятельности. Обозначенные позиции оказывают существенное влияние и на формирование пространства воображения растущей личности – объем воображаемых действий и образов, что непосредственно связано с воспитанием способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, адаптироваться к любой ситуации, находить и решать нестандартные творческие задачи в разных областях деятельности.
Комплексное интегрированное обучение предполагает создание и применение разнообразных технологий, нестандартных форм обучения, позволяющих быстро включать детей в воображаемое пространство. Особую роль в этом играют действия, направленные на проживание, оживление, сопоставление, освоение, осмысление и анализ происходящего (увиденного, услышанного). Отсюда – общение детей вокруг искусства в реальной предметно-пространственной среде, вовлечение их в живое действие с окружающими предметами, людьми, несомненно, обращает их в активное творчество.
Искусство рассматривается как окно в мир познания и сотворения мира, как условие и возможность путешествия «странствия» по миру, по искусству разных стран и народов. В этом случае оно приобретает в жизни ребенка особый смысл, становится условием познания и совершенствования себя. Целью интегрированных художественных занятий в школьном возрасте является спланированное подведение, приобщение школьника к пониманию искусства как формы художественно-образного осмысления мира, развитие собственного творчества как способа реализации в искусстве личностного представления о нем.
Полихудожественное образование предполагает общение с ребёнком на языке искусства, формирование понятий и представлений о художественном образе в разных видах искусства, о форме, пространстве, композиции; общих и особенных средствах художественной выразительности в разных видах искусства; формирование умений переносить художественный образ одного искусства на язык другого и т.д. Именно это формирует художественное воображение детей, их способность к самостоятельному творчеству, желанию выразить себя в искусстве. В педагогике полихудожественное воспитание неразрывно связано с разработкой и внедрением в практику интегрированных и интерактивных развивающих форм работы с детьми на занятии, позволяющих развивать художественное мышление, творческое воображение, исследовательские способности, коммуникативные формы общения.
Объединенные вместе художественные представления, художественные предпочтения и художественное воображение формируют индивидуальное художественно-творческое мышление детей, находят своё воплощение в творческих проектах воспитанников объединения. Полихудожественный подход позволяет объединять виды искусств в одном творческом проекте с использованием технологии мультимедиа. Работая над одним проектом, воспитанник, используя материал разных видов искусств, познаёт культуру, традиции и исторические ценности какой - либо страны, эпохи, способствующих становлению и развитию личности.
Формирование личности подростка на основе интегрированной художественной деятельности в условиях детско - юношеского творческого объединения «Компьютерная музыка».
В современных условиях развития общества исследование процессов обучения и воспитания личности на основе интегрированной художественной деятельности, является основой целостного восприятия мира и способствует культурному, эстетическому и эмоциональному развитию. Интеграция в художественной педагогике рассматривается, в первую очередь, как полихудожественный подход, направленный на развитие познавательной деятельности учащихся, их самостоятельной творческой активности и исследовательской работы. Высшим критерием интегрированного обучения является развитие многосторонней деятельности воображения на основе взаимосвязи различных видов художественного творчества и различных видов художественного мышления. Искусство с его специфическим содержанием и методами отражения окружающего мира способствует передаче подрастающим поколениям гуманитарных ценностей, традиций отечественной и мировой культуры, которая осуществляется через сознание, эмоциональное восприятие и деятельность учащихся. Говоря о развитии личности, Л.С.Выготский в качестве важнейшего условия отмечал единство формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер психики ребенка. Вот почему интеграционные процессы в педагогике и художественно-творческом образовании учащихся крайне важны, поскольку они создают условия для формирования гармоничной личности.
Проблема комплексного применения искусств в эстетическом и художественном воспитании личности нашла отражение в трудах многих учёных. Отдельные вопросы этой проблемы рассматривались историками, педагогами, психологами, музыкантами, искусствоведами, художниками. Среди них можно назвать работы Ю.Б.Алиева, Л.Г.Арчажниковой, Н.А.Ветлугиной, М.С.Кагана, Т.С.Комаровой, Д.Б.Кабалевского, Б.Т.Лихачева, Б.М.Неменского, В.А.Сухомлинского и других авторов, отмечающих синтетический характер детского творчества. В работах ученых А.В.Бакушинского, Л.С.Выготского, А.Я.Пономарева, Б.М.Теплова даны теоретические обоснования психологических исследований детского творчества, процессов восприятия и воображения, носящих целостный характер воссоздания видимых и слышимых образов.
Поэтому для оптимизации процессов всестороннего развития личности в условиях интегрированной художественной деятельности и комплексного применения искусств в 2010 году на базе МБОУ ДОД Вознесенский районный Дом детского творчества была проведена реорганизация кружка «Музыкальный компьютер» в качественно новую художественно - творческую организацию образовательной деятельности детей в детско-юношеское творческое объединение «Компьютерная музыка». Специально, для вновь созданного объединения с учётом требований, предъявляемых в процессе модернизации к дополнительному образованию, и инновационных тенденций в области разработки дополнительных образовательных программ, а также пожеланий детей желающих заниматься музыкальным и художественным творчеством разработана авторская программа дополнительного образования нового поколения «Компьютерная музыка».
Образовательный процесс, предусмотренный программой и выстроенный на взаимодействии и интеграции различных видов искусств, вызвал решение ряда организационно-правовых и финансовых проблем.
Первая проблема, которую необходимо было решить - проблема с подбором соответствующего помещения, которое как-то бы отвечало требованиям содержания программы и позволяло бы личности детей и подростков развиваться и взрастать в художественно-творческой деятельности, в среде нравственно - эмоциональных, духовных, культурных и эстетических ценностей.
Однако, соседство двух образовательных учреждений дополнительного образования - музыкальной школы и Дома детского творчества - способствовало быстрому решению данной проблемы. В здании музыкальной школы было выделено небольшое, но удобное помещение, в котором был проведён косметический ремонт, и с удовольствием разместилось ДЮТО «Компьютерная музыка». Вторая проблема, которую пришлось решить это обеспечение учебного процесса соответствующим компьютерным и программным оборудованием. С помощью администрации района, отдела образования, их финансовой поддержки было приобретено необходимое оборудование, а усилиями директоров музыкальной школы и Дома детского творчества оснащено мебелью и соответствующим инвентарём. Таким образом, общими усилиями, как говорится «с миру по нитке» помещение складского типа превратилось в оборудованную (домашнего типа) уютную компьютерную видео и аудио студию, оснащённую необходимым оборудованием.
Сегодня в распоряжении ДЮТО два компьютера, оборудованная дикторская кабина для записи голоса и вокала с помощью внешней звуковой карточки Lexicon Alpha, два микрофона, акустическая система, наушники и соответствующее программное обеспечение, медиатека, электронная библиотека с учебной и методической литературой.
И наконец, третья не менее важная проблема, которая была успешно решена. Она касалась внешних атрибутов помещения, направленных на создание комфортных условий для интеллектуально-творческого труда, атмосферы, пропитанной «духом творчества», романтических грёз и фантазий. Для решения данной проблемы внутренние стены помещения «нарядили» в фотообои с прекрасными пейзажами природы, способствующие поднятию творческого духа, оптимизации внутренних духовных сил, направленных на активизацию творческих процессов - творчество.
Что касается программы «Компьютерная музыка», в которую автор пытался вдохнуть новейшие разработки в области музыкальных компьютерных редакторов и информационно-коммуникационных технологий. Предмет, безусловно, расширяет границы дополнительного образования и предоставляет возможность детям и подросткам проявлять себя в музыкальной и интегрированной художественной деятельности.
Если говорить коротко и просто о программе «Компьютерная музыка», то она представляет собой две студии: аудио и видео, позволяющие детям и подросткам творить в самой обширной и многогранной среде интегрированных видов искусств мультимедиа технологий. Отсюда и тип программы - музыкально-технологический с креативным поиском, направленным на создание условий для обучения и реализацию музыкального и интегрированного художественного образования с помощью современных компьютерных технологий.
Программа объединяет в себе образовательный и воспитательный характер обучения и направлена на:
· решение художественно-эстетических проблем в музыкальном и интегрированном
художественном образовании;
· создание условий для становления и развития личности ребёнка;
· развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
· обеспечение эмоционального благополучия и комфорта ребёнка;
· приобщение детей и подростков к мировым художественным и культурным ценностям;
· изучение музыкального и художественного наследия своего народа;
· создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,
творческой самореализации и самосовершенствования личности ребёнка, её интеграции в
систему мировой и отечественной культур;
· интеллектуальное и духовное становление и развитие личности ребёнка;
· укрепление психического и физического здоровья;
· профилактику асоциального и аморального поведения;
· взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй.
Актуальностью настоящей программы является её целостность и избирательность, она предоставляет детям широкий выбор образовательных услуг в области музыкального и интегрированного художественного образования с применением современных компьютерных технологий и направлена на оптимизацию целого комплекса творческих способностей подрастающего поколения посредством искусства.
«… Искусство воспитывает в человеке творческое начало… Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед к лучшему, к прогрессу к совершенствованию… Творчество рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение… Без творческой фантазии не двинутся с места, ни в одной области человеческой деятельности» - писал Д.Б. Кабалевский.
Искусство, особенно музыка, имеет серьезное и глубокое предназначение, которое « касается внутренней сущности мира и нашего Я, и поэтому совершенствование природы ребенка, развитие базовых способностей и личностных качеств в художественной деятельности становится приоритетным путем его творческой эволюции» (Е.Я. Гембицкая).
Цель программы - оптимизация творческих способностей подрастающего поколения на основе приобщения детей к общечеловеческим культурным ценностям с помощью музыкального и интегрированного художественного искусства и современных компьютерных технологий.
Задачи:
1. Образовательные
· овладение основами музыкального и интегрированного художественного компьютерного и
мультимедиа мастерства, повышение мотивации учащихся на творческую деятельность;
· обучение детей и подростков музыкальному, изобразительному и художественному
творчеству, используя компьютерные программы Cakewalk Sonar, Adobe Audition, Pover Point,
Mover Maiker и другие, а также творческий потенциал личности в сфере музыкального и
интегрированного художественного образования.
2. Развивающие
· создание условий для развития творческого роста каждого участника объединения и
удовлетворения его личных потребностей в сфере музыкального и художественного
творчества;
· знакомство с музыкальной, изобразительной и художественной культурой и национальными
традициями народов мира;
· личностно-ориентированный, дифференцированный подход к развитию личности с учетом
индивидуальных занятий и возрастных особенностей, а также интересов каждого
воспитанника;
· развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии.
3. Воспитательные
· воспитание творчески развитой личности с ориентацией на познавательную и созидательную
деятельности;
· воспитание мотивации на ощущение комфортных условий нахождения личности в
общественной среде и социуме;
· формирование гражданской позиции, чувства патриотизма;
· воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности;
· воспитание и развитие художественного вкуса и уважения к отечественной и зарубежной
музыкальной и художественной культуре.
В программе предусмотрены пять образовательных направлений:
- создание музыкальной композиции (оживление нотного текста музыкального произведения);
- запись и обработка вокала; O сведение музыкальных композиций;
- мастеринг фонограмм музыкальных композиций;
- создание мультимедиа проектов.
В творческое объединение принимаются дети и подростки в возрасте с 10 лет и старше, желающие реализовать свои творческие амбиции, способности и наклонности в области музыкального и художественного искусства. Весь контингент обучающихся разделён с учётом возрастных особенностей на три группы: младшая - (10-12) лет, средняя - (12-14) лет, старшая - (14 и старше) лет.
Программа рассчитана на три года обучения. Дети подразделяются на группы: младшую (10-12лет) первый год обучения, среднюю (12-14 лет) второй год обучения, старшую (14 и старше лет) третий год обучения.
Рассмотрим более подробно содержание образовательного предмета программы, творческую деятельность детей и подростков (воспитанников) ДЮТО «Компьютерная музыка» каждого направления.
1.Создание музыкальной композиции (оживление нотного текста музыкального произведения).
Это направление творческой деятельности привлекает внимание детей 10 -12 лет своей игровой непосредственностью, в которой происходит учебно-познавательный процесс, и приобретаются знания, умения, навыки (в современной педагогической терминологии так называемые УУД). В чём проявляется эта игровая непосредственность? В том, что дети, подобно добрым волшебникам творят чудеса и пробуждают музыку от векового сна с помощью уникального музыкального инструмента - Компьютера. Причём процесс пробуждения не нуждается в двигательной активности пальцев, натренированности и технического совершенства рук компьютерного музыканта, как того требует исполнительское профессиональное искусство, а также огромных психофизиологических усилий и энергетических затрат. Напротив, делает этот процесс «оживления, пробуждения» музыки увлекательным действом, игрой, которая, помимо ненавязчивого приобретения знаний в области музыкального искусства, доставляет удовольствие и наслаждение от результатов практической творческой деятельности юного компьютерного музыканта. Вначале используется одноголосный нотный материал (с наглядной нотной подсказкой названий нот и их записи на нотоносце) из репертуара музыкальных школ начальных классов в виде упражнений и небольших пьес типа «Во саду ли в огороде», «Перепёлочка», «Маленькой ёлочки» и т.д. Затем по мере приобретения практических знаний и умений владения музыкальным редактором и усвоения нотной грамоты усложняется нотный материал «оживляемой» музыки с добавлением новых познавательных элементов аранжировки и инструментовки, делая творческий процесс ещё более привлекательным, эмоционально ярким и художественно-эстетическим.
2. Запись и обработка вокала.
Для тех детей и подростков, увлечённых сольным вокальным творчеством, художественным, литературным и поэтическим чтением предусмотрено направление запись и обработка вокала. Однако, некоторые ребята используют возможности данного направления для записи дикторского голоса при создании звуковой дорожки (саундтрека) к творческой мультимедиа презентации или звукового сопровождения к видеопродукции.
Достоинства данного направления очевидны, поскольку при записи дикторского текста либо вокала оттачивается дикция, интонация, произношение слов, наконец, совершенствуется речь. А многократные дубли записи закаляют характер и волю воспитанников ДЮТО.
3. Сведение музыкальных композиций.
Очень оригинальное направление образовательной и творческой деятельности в формировании разносторонне развитой, культурной и нравственно здоровой личности. Основное предназначение направления профориентация, приобретение начальных профессиональных навыков профессий звукооператора, звукорежиссёра и мастера либо инженера звукомонтажа. Абсолютная свобода, неисчерпаемые возможности для творческого полёта и бурной фантазии открывает данный вид творчества юному дарованию в реализации творческого проекта, конечного продукта интеллектуального и творческого труда полностью зависящего от вдохновения творца. Кропотливая, внимательная и аккуратная работа приобщает человека к организованной размеренной повседневной жизни, насыщенной постоянными поисками чего-то нового более совершенного.
4. Мастеринг фонограмм музыкальных композиции.
Направление адресовано самым истинно увлёчённым и одарённым детям, желающим выразить свой талант, своё призвание в авторском музыкальном и художественном творчестве. Дело в том, что дети, пишущие стихи и сочиняющие музыку, свои песни, нуждаются в их записи на диски либо другие источники хранения информации. Данное направление предоставляет им такую возможность и открывает перед ними необъятные просторы творчества в познании технологии производства продукции в области музыкального шоу-бизнеса и видео индустрии.
5. Создание мультимедиа проектов.
Самое массовое и увлекательное направление программы «Компьютерная музыка». В основе создания проекта мультимедиа композиции приоритетом является музыка, музыкальное искусство. Музыка определяет тематическую направленность содержания видеоряда дальнейшего мультимедиа проекта в используемых программах Pover Point и Mover Maiker. Надо заметить, что создание мультимедиа проекта в виде слайд-шоу на музыкальную композицию песни делает процесс творчества занимательным, непринуждённым и одухотворённым. Здесь прямо на ваших глазах происходит творческий процесс видео открытия песни, осмысление её содержания, понимание и эмоциональное восприятие, несущее в зависимости от содержания песни, положительный или отрицательный заряд воспитательной энергии, составляющий нравственную основу личности. Однако всё же большую пользу в качестве звуковой основы видео открытия (раскрытия) музыки приносит инструментальная популярная и особенно классическая музыка. В силу своей абстрактности она в большей мере будоражит воображение, детскую фантазию, и при помощи ассоциативного мышления, развивающего умственные способности, ребёнок выстраивает логически завершённый и последовательный видимый видео ряд, при анализе которого педагог получает рычаги педагогического воздействия на те, или иные стороны развития личности подростка и формирования его качеств.
Вообще использование технологии мультимедиа и ИКТ в образовании на сегодняшний день самая доступная удобная форма передачи информации любого содержания и направленности. Единственная проблема, которая возникает в связи с этим это вопрос «Каким образом?» Можно передавать информацию сухо, утомительно в виде таблиц и графиков, а можно ненавязчиво, как бы играя, в художественно-увлекательной форме с комфортными условиями воздействия на психику и сознание личности. Такую попытку в форме эксперимента на тему «Развитие творческих способностей личности в условиях общеобразовательной школы в ходе апробации авторской программы «Компьютерная музыка» (научный рук. доцент каф. сл.и культурологи., канд. фил. наук Рябчикова Е.П.) предпринимают две Вознесенские общеобразовательные школы и районный Дом детского творчества на основе ФГОС по предметам гуманитарно -художественного цикла в 2012 -2014году.
Жаль, что в современном образовании зачастую происходит недооценка важности предметов гуманитарно - художественного цикла и их влиянии на формировании полноценной личности, хотя методика преподавания этих предметов находится сегодня в процессе обновления. Содержание МХК, музыки, ИЗО, и других предметов гуманитарно-художественного и художественно - эстетического цикла непосредственно связано с жизнью человека, оно направлено на формирование художественного вкуса, восприятие художественной деятельности, воспитание нравственной, свободной и разносторонне развитой личности. Осознавая значимость гуманитарно-художественного и художественно-эстетического образования, современные педагоги разрабатывают уникальные программы, совершенствуют методику преподавания и привлекают внимание педагогической общественности к вопросам дальнейшего развития и совершенствования художественного образования в современной школьной практике.